Новости‎ > ‎

ЕГАИС: ДО И ПОСЛЕ

Отправлено 9 нояб. 2015 г., 1:16 пользователем Vester Media


Перемены на алкогольном рынке России начнутся с 1 января 2016

                                                               

            С 1 января наступающего 2016 года будут введены дополнительные ужесточения на алкогольном рынке страны: каждую проданную оптом бутылку водки или других горячительных напитков надо будет «проводить» через Единую государственную автоматизированную систему (ЕГАИС). А с 1 июля эти требования коснутся и розничной торговли. Одни считают, что эти требования приведут к вымыванию алкоголя с полок, другие – и вовсе не представляют себе, что это такое.

           

    Если вкратце, то законодатель обратил дополнительное внимание на акцизную марку на товаре. Она наносится на алкогольную продукцию непосредственно на заводском конвейере и является основной гарантией того, что продукт легальный и с него уплачены все необходимые налоги и сборы в бюджет. Теперь предпринимателям необходимо будет осуществлять проверку марок при помощи технических средств на всех этапах оборота алкогольной продукции, не только при выпуске её в обращение. По мнению экспертов, это приведёт к удалению с рынка алкоголя с нелегальными марками, но будет достаточно затратным для всех участников торговли, как оптовых, так и розничных.

    К чему приведут такие нововведения? И каких изменений ждать потребителям алкогольной продукции?

    - До 1 июля 2016 года этот вопрос является актуальным не столько для торговых организаций, сколько для поставщиков алкоголя, - считает директор торговой сети "Вестер" по IT Алексей Морозов. Им необходимо будет приобрести и настроить у себя соответствующее оборудование. А у розничной торговли ещё будет полгода на приобретение и настройку соответствующего оборудования. Но уже теперь каждый может приобрести оборудование, настроить программное обеспечение и электронную цифровую подпись и посмотреть, с какими организационными проблемами столкнётся магазин через полгода.

    После внедрения и запуска всей системы, с 1 июля 2016 года (за исключением городов и посёлков с населением менее 3 тысяч человек) при продаже каждой бутылки алкоголя продавец будет обязан сканером считать штрих-код на специальной марке каждой продаваемой бутылки. Этот штрих-код индивидуален для каждой единицы продукции, а потому его можно отследить на всех этапах торговли – от выпуска изделия на заводе или ввоза в страну до продажи конкретному потребителю.

    То есть, каждая розничная точка по продаже алкоголя должна быть подключена к интернету, получить электронно-цифровую подпись и купить специальное оборудование. Поставщиков оборудования достаточно, так что есть из чего выбирать, существуют как портативные устройства стоимостью в 80-85 тысяч рублей, так и более дешёвые.

    К основным трудностям, которые могут возникнуть у оптовиков и розничной торговли, мы относим вопросы связи с центром обработки данных ЕГАИС. Когда торговая сеть проводила тестирование системы на одном из торговых центров, наблюдались перебои в установлении связи, что приводило к необходимости аннулировать всю покупку потребителя, даже если в ней помимо алкоголя содержится и множество других товаров. Мы надеемся, что качество связи улучшится и нам не придётся выносить продажу алкоголя на отдельные кассы или «разбивать» покупку на два чека – алкоголь и прочие товары. Будет «обвал» системы или нет при её полном внедрении – сказать сложно, но такого явления нельзя исключать.

    Коммерческий директор сети "Вестер" Наталья Каминская настроена категорично: «Я не вижу причин для беспокойства. На этапе отладки оборудования если и возникнут незначительные проблемы, то они будут оперативно устранены соответствующими службами. В своих поставщиках мы уверены. В случае же непредвиденных проблем с товаром – вся партия будет безоговорочно изыматься из торговой сети и полностью возвращаться поставщику». Про то, скажется ли вводимая мера на розничной цене алкоголя и на сколько возрастут затраты при обороте алкоголя, сегодня прогнозировать сложно.

    - Мы и сейчас применяем все самые жёсткие меры для отслеживания подлинности поступаемой алкогольной продукции, - сообщил заместитель генерального директора сети "Вестер" по безопасности Геннадий Абрамов. Необходимые сканеры были нами закуплены ещё четыре года назад, сейчас надо будет лишь докупить недостающее. Вся алкогольная продукция при приёмке проходит проверку на подлинность нанесённых специальных марок, соответствие товаросопроводительным документам, а потому возможность ошибки практически исключена.

    Теперь же то, что крупные сети и так делали в добровольном режиме, чтобы обезопасить себя от возможных проблем с недобросовестными поставщиками, просто узаконили и обязали делать и более маленьких торговцев. Что ж – мы со своей стороны считаем эту меру вполне разумной: в существующих условиях развития полиграфии только сверка кода с базой может дать гарантию достоверности марки, а значит – выпуска её действительно тем предприятием, которое указано на упаковке продукции. Вместе с тем, должны возрасти трудозатраты, а это – время, люди, простой транспорта поставщика и прочие сопутствующие издержки.

    ЕГАИС  -  единая государственная автоматизированная информационная система - это программно-аппаратный комплекс, созданный для обеспечения государственного надзора за производством и оборотом спиртных напитков. Несомненным плюсом для точек, использующих ЕГАИС, будет являться тот факт, что покупатель может сам убедиться в качестве купленной продукции, и в дальнейшем внести магазин в список доверенных и надежных продавцов. При использовании мобильного приложения, покупатель по коду может самостоятельно идентифицировать законность и качество приобретенного им товара. Все опасения по введению в эксплуатацию этой системы вполне понятны. И как любое нововведение система ЕГАИС требует отладки работы. В любом случае, обычный покупатель столкнется с ней после 1 июля 2016 г. Будем надеяться, что все возможные проблемы к этому времени будут отработаны и устранены.

Comments